Анна Шляхова
19-10-2016 17:10

Первый тренировочный план профессионального скалолаза Криса Шармы


У главного скалолаза-бродяги недавно появился ребёнок и зал, а значит, ему нужно заново понять, как сохранить форму для прохождений на скалах.

Если вы спросите Криса, как он тренируется, вы получите ответ из одного слова: "лазая". В мире спорта такой подход остаётся аномалией, особенно, учитывая то, что он удерживают позицию среди элиты скалолазания на протяжении почти двух десятков лет.

"Мой подход всегда заключался в том, чтобы бросать себя на эти скалы и эти маршруты снова и снова. Я побеждаю себя, и отодвигаю свои пределы. Вы можете называть это тренировкой или скалолазанием".

Эта стратегия, которая работала для Шармы, в немалой степени, из-за его одарённости и удачного сотрудничества со спонсорами, поддерживающими его скалолазный образ жизни; для Шармы нет ничего необычного в том, чтобы работать над проектом год подряд. Но сейчас ему 35, и зона его ответственности расширяется. Почти немыслимо представить себе теперь, что его прошлый образ жизни сохранится.

Шесть недель этим летом Шарма тренировался в своём зале с тренером и давним другом Патчи Усобиагой. Фактически, это была первая тренировочная программа, которую он попробовал за 24 года лазания, и она оставила его в смешанных чувствах по поводу тренировок по графику. Возможно, это хорошо для него, но это противоречит его философии, которой он следовал всю свою жизнь.


В свете последних событий, мы пообщались с Крисом, и вот, что из этого получилось.

OUTSIDE: Почему ты не тренировался раньше?

Шарма: Я всегда мог поддерживать достаточно стабильный уровень формы просто лазая. Я не придерживаюсь диеты. Я живу уравновешенной жизнью, так что могу постоянно поддерживать такой высокий уровень.

Правда, что у тебя нет никакого тренировочного снаряжения или оборудования?

Да. На самом деле, у меня только появился мой первый фингенборд. Портативная модель.

Что подтолкнуло тебя к решению тренироваться по программе?

В Барселоне жаркое лето, и не очень-то лазится на скалах в это время. С младенцем это прямой путь от формы. Но у меня есть этот невероятный зал в десяти минутах от дома, и это идеальная возможность экспериментировать с разными подходами.

Наша жизнь меняется, и мы проходим разные фазы, и у меня были моменты, когда я был на 100% сфокусирован на каждодневном лазании на скалах. В те моменты было достаточным просто лазить как можно лучше. Но сейчас у меня есть семья, бизнес и обязательства. Так что теперь, чтобы отправиться лазить на скалы, мне нужно всё рассчитать, и имеет смысл подготовиться заранее.

Что тебе не нравится в тренировках в зале?

Я всегда сравнивал их с уроками испанского в институте. У меня было D, но живя в Испании, я научился говорить по-испански бегло. Разные подходы по-разному работают с разными людьми. Вдохновение очень важно. Если есть мотивация, то дисциплина придет сама собой, потому что вам не нужно заставлять себя делать то, что вы не хотите.

Как это - заниматься с тренером?

Большая часть этого процесса - это просто уступить кому-то другому. Для меня скалолазание всегда было личным занятием - следование своему пути, поиски собственной линии. Когда мне говорят что-то делать, моя инстинктивная реакция - поступить наоборот. Я лажу на высшем уровне уже 20 лет, так что, чтобы я не делал, это работает. Так что проблема заключается в том, чтобы свернуть со своего пути.

Почему Патчи?

Он мой друг, и мы соревновались друг с другом на Молодежном Чемпионате Мира, когда мне было 14. Но мы пошли очень разными путями. Для меня скалолазание стало образом жизни, а он придерживался тяжелого, регламентированного тренировочного графика и вывел себя на высокий уровень. Он выиграл Чемпионат Мира в 2009 г. и оставил профессиональный спорт. И он тренерует.

В одном из видео Патчи сказал, что хорошо иметь рядом кого-то, кто был бы конкурентом. Думаешь, это правда?

Я мягкий, сдержанный человек. Но в то же время, у меня внутри горит сильный очень огонь, и соревновательная составляющая в этом присуствует тоже. Когда кто-то подталкивет, как Адам Ондра на La Dura Dura, то такие дружеские соревнования действительно мотивируют.

Иметь кого-то рядом такого, как Патчи, это действительно интересно. Я понял, что могу кое-что включить в мое лазание.

Что именно?

Круги. Он заставлял меня делать ОФП, кампус, потом приседания, потом подтягивания, потом снова кампус. Вы доходите до точки полного физического истощения, и мне это определённо очень трудно давалось. Но каждый раз, когда я это делал, я чувствовал, что это хорошо, чувствовал себя здоровым и гордился собой. Я чувствовал, что я создавал действительно хорошую базу, которая позволит моему телу стать сильней.

Потом мы делали 4 на 4, когда мы выбирали 4 боулдеринга и каждый нужно было пролезть 4 раза. Это был анализ в контролируемых условиях. Такой научный подход - нечто новое для меня. В прошлом я только экмпериментировал. Так почему бы не придать всему структуру и не посмотреть, что из этого получится?

Я начал думать о себе, как о спортсмене, а не только скалолазе. Скалолазание было для меня больше искусством, чем спортом.

Что изменило твоё мировоззрение?

Я работал два года над La Dura Dura, и это было плато. Это заставило меня задуматься о том, как я следовал исключительно своему сердцу в скалолазании. Но потом я подумал: "Давай посмотрим, на что я буду способен, если нажму на газ по полной". Так что я начал лучше питаться и отдыхать, что я обычно не делал. Я утратил немного в свободном спонтанном творчестве, и это заставило меня думать, что в разное время нужны вести себя по-разному. Хорошо, когда ты можешь получать удовольствие и быть веселым, но после этого ты можешь стать супер-серьезным.

Теперь, когда программа тренировок с Патчи закончилась, ты планируешь оставить тренировки частью своей жизни?

Я спонтанный человек, так что я не знаю, смогу ли я придерживаться чёткого плана тренировок. Но я принял этот опыт близко к сердцу, и я попробую применить некоторые упражнения для поддержания формы в те периоды, когда у меня не будет возможности уделять достаточно времени качественному лазанию на скалах.

Я чувствую, что это было прекрасное лето, и я в отличной форме осенью. Может, если я чему-то научусь, я смогу лезть еще более тяжелые маршруты, может быть 9с? Я чувствую себя в лучшей форме, чем когда-либо, и я всё так же люблю скалолазание, так что, почему бы не попробовать?

Источник: http://www.outsideonline.com/2121036/chris-sharma-...

Kostya Pavlichenko
28-08-2023 15:08
Княжі скелі й не тільки про них

Скелелазіння на заході Україні починалось на скелях Довбуша, проте потенціал Українських Карпат набагато ширший. В останні роки одним з головних ентузіастів підготовки нових маршрутів і цілих районів — рівно боулдерингових та мотузкових — був і є Володимир Кушнір ака Кушка. Тож трохи про скелі і про життя від багатодітного скелелаза, менеджера з продажів та підготовщика трас.